На рыбном месте

Нехватку государственных рыбинспекторов предлагается компенсировать за счет частников 

 

Депутаты Самарской губернской Думы предложили обязать пользователей рыболовных

участков по всей России завести собственных штатных инспекторов с полномочиями сотрудников государственных надзорных органов. Мотив – острая нехватка кадров в последних. Ряд экспертов полагает, что такие меры принесут определенную пользу в борьбе с незаконной добычей рыбы. Другие считают, что ничего это не даст, кроме увеличения финансовой нагрузки на предпринимателей. 

Найти и обезвредить 

 

Самарская губдума внесла в Госдуму РФ законопроект об изменениях в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В документе предлагается обязать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), заключивших договоры о предоставлении им рыболовных участков, осуществлять на нем производственный контроль.

 

То есть – вести работу «по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований». Этим, по мнению авторов законопроекта, должен заниматься сотрудник предприятия, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением рыболовства и сохранением водных биоресурсов на основании трудового договора. 

Для начала работодатель наделяет такого сотрудника статусом кандидата в производственные рыболовные инспекторы. Удостоверение с соответствующим нагрудным знаком тот получает, выдержав экзамен на профпригодность федерального органа исполнительной власти – Росрыболовства. А вместе с ними – и довольно серьезные полномочия в части контроля за соблюдением требований законодательства на своем участке.

  • По законопроекту, производственный инспектор вправе проводить досмотр орудий лова и других вещей, судов и плавучих средств подозреваемых лиц. При обнаружении нарушений составляется протокол, который направляется в органы государственного надзора или внутренних дел. 

Коллективным автором этой законодательной инициативы выступил комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губдумы. 

 

– Предварительно мы обсуждали этот вопрос на общественной комиссии при комитете. В совещании участвовали представители всех ветвей власти, в том числе инспекторы Рыбоохраны, которые поддержали эту инициативу. В Самарской области должностных лиц, имеющих право составлять протоколы за незаконный лов рыбы, можно пересчитать по пальцам одной руки. Наш законопроект предлагает расширить круг лиц, которые наделены такими полномочиями. Также мы хотим отчасти переложить ответственность за сохранность водных биоресурсов на пользователей рыболовных участков, – сказал председатель комитета Александр Живайкин.     

 

Он пояснил, что законопроект касается всех организаций и граждан, использующих рыбопромысловые участки (РПУ) по договорам с соответствующими госструктурами. Это крупные рыбопромысловые хозяйства, общества охотников и рыболовов, компании и ИП, организующие платную рыбалку. 

 

 

Браконьеры и тут, и там 

– У нашей организации наибольшее в области количество РПУ для спортивного и любительского рыболовства. Но чтобы их посетил какой-нибудь рыбинспектор, такого на моей памяти еще не было. О чем тут говорить, если их всего 14 человек на всю Волгу от Камы до Саратова? Проблема в том, что рыбнадзора у нас практически нет, – заявил председатель Самарского областного общества охотников и рыболовов Анатолий Муравьев. 

  • Сами пользователи рыболовных участков, по его словам, ничего не могут поделать с нарушителями, поскольку не имеют для этого никаких полномочий. 

– Та же проблема характерна и для охотничьих хозяйств. Стоим мы с егерями, охраняем угодья, пытаемся как-то браконьеров пугать. Но они могут просто отказаться с нами общаться. Мы, конечно, сообщим куда следует. Но пока приедет инспектор, все нарушители уже разбегутся, – добавил Муравьев. 

  • В сфере рыболовства проблемы еще острее. 

– Вся Волга просто опутана сетями. Вот запретили ввоз китайских сетей, а на рынках ими по-прежнему торгуют. В советское время, между прочим, сети продавали только рыбодобывающим предприятиям. А браконьеры их сами вязали. Но такого размаха, как сейчас, незаконная ловля рыбы тогда, конечно, не достигала, – отметил председатель общества охотников и рыболовов. 

  • По его мнению, предлагаемый самарскими депутатами законопроект – в случае его одобрения Госдумой – может оказать определенную помощь в борьбе с браконьерством на рыболовных участках. 

 – Производственный инспектор, по крайней мере, имеет право провести досмотр, а в случае неповиновения сообщить об этом в полицию. Нарушителя могут даже «закрыть» на 15 суток, – пояснил Муравьев. 

 

Однако, по его мнению, проблему незаконной добычи рыбы таким образом решить невозможно. Наглядный тому пример – охотхозяйства, где подобный порядок действует уже давно и предусмотрен федеральным законодательством. А именно на опыт производственного охотничьего контроля и ссылаются самарские депутаты в пояснительной записке к законопроекту, предлагая распространить его на сферу рыболовства.   

 

– Некоторые результаты есть, но особой отдачи от деятельности производственных охотничьих инспекторов я не вижу. Честно говоря, это какой-то вялотекущий процесс, – отметил Муравьев. 

 

 

На общественных началах  

Впрочем, и в самой Губдуме не считают эту инициативу радикальным способом борьбы с незаконной добычей рыбы.  

 

– Это лишь небольшой вклад в решение данной проблемы. И я не сторонник только ограничительных мер. К каждому охотнику и рыболову полицейского не приставишь. Нужно, например, вести разъяснительную работу. Люди должны осознать, что при хищническом отношении природные ресурсы могут перестать воспроизводиться и исчезнут с лица земли, – полагает тот же Живайкин. 

 

– Я считаю, что эффективная борьба с браконьерством невозможна без широкого привлечения общественности. В советское время мне пришлось поработать общественным рыбинспектором и охотинспектором. Тогда общественники могли даже изымать у браконьеров орудия лова. Самих нарушителей отводили в государственную Рыбинспекцию, где на них составлялся протокол. Сейчас такая практика начинает понемногу возрождаться. Например, при Росрыболовстве есть несколько общественных инспекторов. Но их очень мало, а полномочий у них не больше, чем у обычного гражданина. Они могут только сообщить о факте правонарушения, а составлять протоколы и проводить досмотр не имеют права. Нужно не просто наделить общественников более широкими полномочиями. Необходимо создать мощную общественную Рыбинспекцию, деятельность которой будет финансироваться, в том числе – из специального фонда. Его можно сформировать за счет отчислений, которые выплачивают предприятия за вред, наносимый их деятельностью водным объектам, – считает Муравьев.   

  • По его мнению, усилению борьбы с браконьерством будет способствовать и наделение государственных инспекторов так называемыми перекрестными полномочиями.

Соответствующий законопроект разработал в октябре прошлого года Минсельхоз РФ. Сегодня документ находится в стадии обсуждения. Власти предлагают закрепить на законодательном уровне право инспекторов ОхотнадзораЛеснадзора и Рыбнадзора составлять протоколы по правонарушениям в смежных отраслях. Это особенно важно при нынешней нехватке кадров в государственных контролирующих органах. 

 

– Например, охотничьи инспекторы в ходе патрулирования нередко сталкиваются с правонарушениями на воде – с той же незаконной ловлей рыбы. Однако они не могут их пресекать – это не их епархия, – пояснил Анатолий Муравьев. 

 

А ну-ка, догони! 

Некоторые эксперты однозначно негативно оценили предложение Самарской губдумы. 

 

– Каких только инициатив не было в сфере природоохранного законодательства! Но в итоге все они сводятся к повышению финансовой нагрузки на предпринимателей. А сама идея создания некоего инспекторского состава в организации, осуществляющей добычу водных биоресурсов, выглядит весьма странно. Росрыболовству честнее было бы сказать прямо, мол, не справляемся, и начать работать, – заявил адвокат в сфере экологии и природопользования, помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области Дмитрий Медведев.   

 

  • По его мнению, затраты на обучение производственного рыболовного инспектора обойдутся компаниям и ИП минимум в 15 тысяч рублей. 

– Сумма, вроде бы, невелика, но люди приходят и уходят. А на обучение очередного сотрудника надо еще заработать. Полагаю, что какая-то часть предпринимателей в этой сфере начнет уходить в тень, – сказал Медведев. 

 

– Пользователям РПУ и сегодня никто не мешает контролировать свои участки. Более того, они обязаны это делать. В договоре, который они заключают с областным департаментом охоты и рыболовства, написано, что пользователи несут ответственность за сохранность водных биоресурсов. В нашей области три крупных рыбопромысловых предприятия, два из них не охраняются вообще. Кого будут ловить производственные инспекторы, если браконьеры и так не прячутся? Это раньше они работали потихоньку, а сегодня ставят свои сети повсеместно, ни от кого не скрываясь. Места незаконной добычи рыбы локальные, их знают все. Что мешает пользователям обратиться в то же Росрыболовство, в полицию и сообщить, что на их участке орудуют браконьеры? Но практически никто этим не занимается, – говорит председатель правления РОО «Рыболовы Самарской области» Сергей Карпов. 

Совсем иначе, по его словам, обстоят дела с незаконной добычей рыбы на небольших прудах и озерах, арендуемых ИП для организации платной рыбалки. 

 

– Вы попробуйте бесплатно закинуть на таком водоеме удочку, не говоря уж о рыболовной сети. И на своем опыте убедитесь, что там все под контролем. Предприниматель зарабатывает на этом деньги. Кто к нему приедет рыбачить, если там сплошные сети, а рыбы нет? У таких хозяев и так порядок, там точно никакие инспекторы не нужны. Предлагаемый депутатами законопроект не решает реальных проблем, а только создает видимость усиления борьбы с браконьерством, – резюмировал Карпов. 

 

Источник

Любительское рыболовство