О переменах темпа в рыбной отрасли

- Грядут масштабные изменения в российском рыболовстве. 
 
Ещё не перезаключили доли квот на новый 15-летний период, ещё не изменилась сама система квот, в частности, промышленная и прибрежная добыча на добычу в морских водах, ещё не перезаключены порядка семи тысяч договоров с рыболовными компаниями, ещё не поменяли положение о распределении общих допустимых уловов, ещё не отрегламентировали в каком порядке те же общие допустимые уловы, предназначенные на инвестиционные квоты, должны распределяться между пользователями, ещё не отрегулировали между субъектами страны квоты на добычу во внутренних водах и квоты на любительское и спортивное рыболовство, ещё не заработали инвестиционные квоты в отношении крабов, а Президент поручил расширить доступ к инвестиционным квотам. 
 
Вспомнился задорный марш Исаака Дунаевского: 
 
Нам ли стоять на месте! 
В своих дерзаниях всегда мы правы.
 
 
Владимир Путин дал это поручение по итогам большой пресс-конференции, состоявшейся в середине декабря и запомнившейся прежде всего блистательным выступлением Михаила Зуба. Доложить по вопросу Президент поручил до 1 марта 2018 года. 
 
Надо иметь в виду к тому же, что о необходимости изменения правовых актов по инвестиционным квотам говорили и на заседании правительственной подкомиссии, которое 20 декабря проводил вице-премьер – полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Он сообщил, что планируется переход исключительно к аукциону на понижение в случае превышения 25% планки по инвестквотам под береговые заводы, уход от излишних требований к улову по инвестквотам и включение в список объектов инвестиций среднетонажного флота под квоты минтая и сельди. Обеспечить внесение изменений ведомствам было поручено до 29 декабря. 
 
На поручение президента правительство отреагировало мгновенно. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минсельхозу представить возможные меры по расширению доступа предприятий к получению инвестиционных квот до 15 февраля. 
 
Ритм, который задаёт Владимир Путин отрасли, действительно напоминает марш. 
 
Да и сама отрасль на марше! Прошедший 2017 год стал рекордным по объёму добытой рыбы за четверть века. По данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи на 31 декабря 2017 года, российские рыбопромысловые компании выловили почти 4,8 млн тонн. 
 
Когда три года назад государство заявило, что заберёт у рыбаков 20% квот на инвестиционные цели, – почти 600 тысяч тонн рыбы, – те начали роптать, однако смирились и только теперь начинают понимать, какого масштаба изменения грядут в российском рыболовстве. Капитализация инвестиционных квот в 15-летней перспективе составляет десятки миллиардов рублей. Кто ж пройдёт мимо? В отрасль потянулись крупные игроки бизнеса, а по народной пословице, запечатлённой в известной гравюре Питера Брейгеля, большие рыбы пожирают маленьких.   
 
Одни уже опасаются утраты контроля за исполнением инвестиционных обязательств и подрыва запасов ценнейшего общенационального ресурса. Другие всё время указывают на то, что предоставление права на инвестиционные квоты должно стимулировать технологическое перевооружение отрасли, российское судостроение, а не субсидировать наработанные методы промысла-переработки и формальную отечественную локализацию оборудования. Третьи грезят о славе Михаила Зуба на предстоящих пресс-конференциях и встречах главы государства. Четвёртые уповают на экстренный съезд работников рыбного хозяйства, запланированный на 27 февраля. Ещё раз напомню, кстати, что Владимир Путин поручил расширить доступ к инвестиционным квотам и доложить до 1 марта 2018 года, то есть даже если затянуть, как говорится, до последнего, то на следующий день после съезда и уже две недели спустя, как премьер-министр примет от Минсельхоза меры по расширению доступа предприятий к получению инвестиционных квот. 
 
Не все поспевают на марше. Мало кому удаётся шагать, как говорится, в ногу: кто-то отстаёт, кто-то вперёд оркестра забегает. Однако и одни, и другие, и третьи, и четвёртые норовят навязать дирижёру именно свой ритм. 
Накануне Нового года кто-то, в прямом смысле этого неопределённого местоимения, предложил президенту распределять доли квот на вылов крабов по результатам аукционов и не на 15 лет, а на 10. Более того, неопределённый автор или авторы выступили за то, чтобы не выделять по крабам инвестиционные квоты. Естественно, на марше началась паника. Те, кто извлекает сверхдоходы из крабового бизнеса, завыли белугой, а те, кто наблюдает за фантастически выгодным вывозом национального богатства за рубеж, как безмолвная белуга, наконец смогли выдавить из себя: а почему, собственно? 

В общем, на марше возникла суматоха. Теперь сбившаяся поступь нуждается в выравнивании шага, в компромисном ритме, который пока обозначили в соотношении 60 на 40 – 60% на торги, 40% по историческому принципу. Конечно, те, кто завыл, продолжают ёжиться, однако, похоже, уже смирились, что 40 лучше, чем 0. 
 
Как бы то ни было, марш энтузиастов продолжается! Уловы рыбы рекордные, крабов добыли больше прежнего! Как будто даже послышался бравый призыв старшины: песню запевай!

«Во время подготовки нормативных правовых актов, – затянули в крупнейшей отраслевой ассоциации, – устанавливающих порядок и процедуры распределения инвестиционных квот, ВАРПЭ неоднократно указывала на приоритеты инвестиционных квот и необходимость механизмов контроля за их эффективным и целевым использованием, – продолжал Герман Зверев. – Не могу сказать, что все наши предложения были учтены на стадии подготовки постановлений. Многие важные предложения ВАРПЭ вносятся в постановления правительства уже после утверждения постановлений».  

 «Это стон у нас песней зовётся», – можно было подумать со стороны, а был бы старшиной, дал бы команду: Отставить! 

Хотя неопределённость, ограничения, которые содержат уже принятые нормативно-правовые акты, скажем, регулирующие доступ инвесторов к инвестиционным квотам, совершенно очевидно нуждаются в доработке. Озабоченность ВАРПЭ о таких ограничениях разделяют многие компании рыбопереработчиков, включая даже такую процветающую группу как «Доброфлот». 

На марше уже начался процесс рассмотрения рыбоперерабатывающих проектов. Заинтересованность у предприятий есть, компании готовы инвестировать в развитие отрасли, но вопрос доработки инвестиционных механизмов остается открытым, и административные барьеры могут значительно осложнить работу береговых рыбокомбинатов. 

Управляющий группой «Доброфлот» Александр Ефремов как раз в очень эффектном ритме докладывал, что компания подала заявку в Росрыболовство на участие в инвестиционном проекте типа «М» по строительству крупного рыбоперерабатывающего предприятия на территории рыболвецкого колхоза "Новый Мир" с объемом инвестиций более 2,5 млрд рублей и созданием около 1500 новых рабочих мест. Однако у него нет уверенности, что в мае они станут претендентами на инвестиционные квоты. 

При этом надо иметь в виду, что «Доброфлот» имеет в активе крупнейший рыбоперерабатывающий завод, высокотехнологичный рыбопромысловый флот, современную прибрежную инфраструктуру, эффективную логистику. У них серьезные планы по увеличению перерабатывающих мощностей, но при этом есть свои сложности и без господдержки не обойтись.  

И вот, что самое важное: в рамках заявочной кампании «Доброфлот» предоставил финансовое обеспечение исполнения заявленных инвестиционных обязательств в виде банковской гарантии на сумму 900 млн рублей, которая будет выплачена в бюджет государства, если что-то пойдёт не так. То есть ошибки и недочёты чиновников при исполнении поручений президента России в конце концов можно исправить усилиями ВАРПЭ в целом или их отдельными членами в частности, а вот бизнесу приходится платить за эти ошибки в прямом смысле этого слова. 
 
Так или иначе, а марш энтузиастов продолжается! Как там: 

К станку ли ты склоняешься, 
В скалу ли ты врубаешься, – 
Мечта крылатая, мечта прекрасная, 
Всегда зовет тебя вперед. 

Любительское рыболовство