Съест рыбаков или не съест рыбопромышленная компания?

- В Москве собрались рыбаки со всей России и решали, как завалить страну, которую омывает четырнадцать морей, доступной рыбой. Полутысячный зал был забит битком, однако, на самые почётные места разместили главу Росрыболовства Илью Шестакова и вице-премьера Аркадия Дворковича, которые, собственно, и отвечают за рыбную экономику. 
 
Как и положено, делегаты с берегов всех наших четырнадцати морей прежде всего отметили безусловное развитие экономической, производственно-технической и социальной обстановки в отрасли за последние двадцать лет. Выловы увеличились почти до 5 миллионов тонн, а поступления в казну государства от рыбпрома превысили 40 млрд. рублей. И как заявил в своем выступлении президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев, «Формирование современного облика отрасли было бы невозможным без существующего базового принципа отечественного рыболовства - долгосрочного предоставления права на добычу водных биоресурсов. Сохранение исторического принципа является основой для дальнейшего, поступательного развития отрасли». 
 
На этом собственно, позитивные новости для нас, потребителей морепродуктов, заканчиваются. Дальше представители приморских регионов, как говорится, с цифрами и железобетонными аргументами объяснили ответственным государственным чиновникам, что рыбному экономическому процветанию может придти конец. 
 
Ещё накануне съезда рыбаков разразился грандиозный скандал. Вдруг выяснилось, что 600 тысяч тонн водных биоресурсов, которые будут изъяты у всех рыбопромысловых компаний России на инвестиции для строительства судов и перерабатывающих фабрик, в основном предназначены «Русской рыбопромышленной компании». 
 
Это была главная тема отрасли последних четырёх лет. По данным Росрыболовства, в 2012 году у рыбаков было 4000 судов. Два года спустя - 2600. То есть темп выбытия из строя промыслового флота, износ которого оценивается на 90%, катастрофический. А новых лишь обещают построить около 30, из которых 7 только заложили на верфи, как заявил на недавней встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым глава Росрыболовства Илья Шестаков. То есть, чтобы восстановить потенциал, потребуется более 100 лет. И то при условии, если компании не откажутся от сомнительной программы, как, например, уже это сделала «Преображенская база тралового флота». 
 
Накануне съезда стало совершенно очевидно, что проект, ради которого изменили законодательство и выпустили порядка тридцати постановлений правительства, провалился. Так называемые, инвестиционные квоты позволят разве что «Русской рыбопромышленной компании» обновить изношенный флот, который им сбагрили китайцы, но это далеко не рыбопромысловый флот России. 
 
Теперь «Русская рыбопромышленная компания» втягивает государственного регулятора в другую авантюру. Судя по выступлениям главы Росрыболовства Ильи Шестакова и вице-премьера Аркадия Дворковича на съезде, их упрямо склоняют сломать закон о рыболовстве вообще, пересмотреть базовый, «исторический принцип» распределения квот. 
 
Начать решили с краба. За четыре месяца, как прозвучала эта инициатива, возмутились все: ассоциации и союзы, банкиры и предприниматели, ветераны и эксперты, главы дальневосточных регионов и сам полпред в Дальневосточном округе. Да что там полпред, сам Владимир Путин, президент Российской Федерации, на декабрьской пресс-конференции чётко заявил, что исторический принцип хорош для рыболовства, его нужно сохранить.


На съезде также все высказались однозначно в отношении катастрофической угрозы великолепно зарекомендовавшему себя историческому принципу от разрушительных крабовых аукционов. Все готовы твёрдо отстаивать исторический принцип наделения рыбаков возможностью промысла не только крабов, а и рыбы в целом на предстоящий пятнадцатилетний период. Но это не останавливает «Русскую рыбопромышленную компанию»?

Вице-премьер Аркадий Дворкович признался, что Росрыболовство и Минсельхоз уже делают необходимые расчеты по поводу крабовых аукционов, однако пообещал, что скрытая чиновничья работа станет публичной, без дальнейших кулуарных обсуждений. Глава Росрыболовства Илья Шестаков предпочёл промолчать. 
 
Накануне съезда разразился ещё скандал. Были опубликованны правила распределения квот добычи в морских водах, в которых – ни много ни мало – сформулированы основания для отказа в закреплении доли квоты. Да так сформулированы, что рыбаки тут же заподозрили чиновников в неладном. «Ошибочку» в Росрыболовстве пообещали исправить, но работу тихой сапой продолжили. 
 
Мине, которую заложили разработчики в проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части проведения аукционов в электронной форме», только ещё предстоит рвануть.

Обжогшись на молоке инвестиционных квот, рыбаки теперь дуют на воду каждого документа, исходящего от регулятора. На съезде они в очередной раз единодушно высказали обеспокоенность, что мутные поправки в закон готовятся в интересах всё той же «Русской рыбопромышленной компании». Ведь с помощью заложенного в проекте механизма можно виртуозно жонглировать не только с проведением, а главное, с результатами этих самых «аукционов в электронной форме». Особенно крабовых! 

Вообще отраслевой настрой против «Русской рыбопромышленной компании» в целом и на съезде в частности мог сложить впечатление, что рыбаки чрезвычайно настроены против новичков, что ревностно охраняют свою отрасль от дилетантов, однако, совершенно очевидно, что экономика отрасли открыта для любого желающего инвестировать в неё. Ну соблазнились новички на краба, кто ж мешает по закону покупать компании с квотами на этого самого краба? Но они ж норовят подешевле или задарма. А ради этого можно и закон исправить или вовсе обойти. Полюбому задарма не получится точно. Если даже предположить, не приведи Господь, возврата к крабовым аукционам, от кошмара которых избавились в начале нулевых, понятно, что цена на ликвидный морепродукт взлетит до небес. То есть, доступный лоббизм закредитованных миллиардеров затмевает элементарную бизнес-логику.    

Ну купила «Русская рыбопромышленная компания» почти год назад квоты на краба в Приморье за огромные деньги! И что? Даже четверти объёма не освоили! У них и осваивать-то нечем, специальных судов нет. Они собственный объём рыбы-то не в состоянии вылавливать и превратились уже в, так называемых, квотных рантье. А ту, которую вылавливают - отправляют на экспорт. Так что нам, потребителям морепродукции, от их деятельности, как говорится, ни холодно, ни жарко. 

Пару лет назад на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Владимир Путин произнёс сакраментальную фразу: «Действительно, есть такие люди, которым очень хорошо. Теперь нужно распределить это «очень хорошо» на все население страны». 

Похоже, не все услышали президента, и всё норовят сделать ещё лучше. Может быть, голос рыбаков всей России будет услышан? Ждём резолюции съезда. 

Источник

Любительское рыболовство